БАЗА ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» как региональный оператор проекта по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка и родных языков Российской Федерации разработал восемь адресных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, связанных с двумя направлениями: по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, по проблемам государственной языковой политики, отдельным вопросам преподавания родных языков.

В разработке и актуализации программ приняли участие опытные методисты, педагоги-практики, кандидаты наук.

Программы охватывают широкую категорию слушателей: учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, учителя родных (коми, русского) языков, педагоги-библиотекари, управленческие кадры системы образования, методисты, педагоги дошкольного образования, воспитатели.

Все программы прошли федеральную экспертизу, получили положительные рецензии и рекомендованы к реализации. Объем каждой программы – 72 часа.

Программы расположены на платформе «Единая система электронного обучения». При разработке были использованы инновационные механизмы обучения (технологии геймификации, сторителлинга и т.п).

ПРОГРАММЫ

Программа раскрывает особенности работы с различными контингентами учащихся, помогает выстраивать индивидуальные образовательные траекторий и индивидуальное развитие обучающихся. Программа призвана совершенствовать компетенции педагогов, которые работают с такими категориями, как дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-билингвы, дети-инофоны, слабоуспевающие дети. В программе представлены нормативно-правовые основы организации деятельности учителя русского языка с различными контингентами учащихся в образовательных организациях, раскрывается психолого-педагогическая характеристика различных контингентов учащихся. Отдельный раздел посвящен методическим основам организации адресной работы учителей русского языка с различными контингентами учащихся в образовательных организациях.


Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области разработки, реализации нормативно-правовых актов, мониторинга эффективности реализации государственной политики в области преподавания родных языков, совершенствования управленческих навыков, направленных на реализацию государственной политики в области, а также сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации, преподавание государственных языков Российской Федерации, формирование проектного мышления, направленного на проектирование образовательных программ и проектов, выработка навыков проектного анализа методических проблем с использованием управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач по реализации государственной политики в области сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации; формирование основ профессионального мышления в области управления методическим и образовательным процессом.


Актуальность программы определяется государственным заказом, изложенным в одном из направлений (подпрограмм) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. В этом документе обозначены цели развития кадрового потенциала педагогов по обеспечению высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях. Программа отвечает ожиданиям общественного заказа, связанного с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; продвижению и популяризации русского языка и культуры за рубежом. Программа отвечает личной заинтересованности в повышении квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах РФ.


Особое место этнокультурного образования в системе общего образования Российской Федерации определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью российского общества. В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию родных языков и культур, так и консолидации народов России на основе русского языка и диалога культур. Программа ориентирована на развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, освоение новых методик обучения родному языку детейбилингвов, в том числе использования информационных технологий.


Содержание программы разработано на основе требований к результатам освоения учащимися предметной области «Родной язык и родная литература» на уровнях основного общего и среднего общего образования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Программа рекомендована учителям, методистам, заместителям директоров общеобразовательных организаций.


Методика преподавания русского языка предлагает описание различных обучающих компетенций, принципов преподавания предмета, форм взаимодействия учителя с учениками с учетом получения эффективного результата обучения, а также формы контроля и анализа полученных знаний на уроках русского языка и литературы. Предлагаемая программа позволит повысить мотивацию педагогов к поиску путей совершенствования своей профессиональной деятельности, познакомит с индивидуальными педагогическими и методическими решениями.


В рамках освоения программы учителя начальных классов получат знания концептуальных основ программы и учебно-методического комплекта нового поколения по предмету «Родной (коми) язык» для начального общего образования, направленные на реализацию этнокультурного образования; научатся проектировать уроки обучения коми грамоте, родного языка и развития речи в соответствии с современными технологиями обучения; овладеют способами формирования учебной деятельности учащихся на уроках родного языка и развития речи.


Активное развитие новых информационных технологий, повышенный интерес к ним учащихся открывают большие перспективы использования ИКТ в образовательном процессе, однако многие учителя еще не готовы к активному их включению в практику преподавания. Программа знакомит с современными технологиями работы на уроках русского языка и литературы посредством создания образовательных продуктов на различных Интернетсервисах (Learnis, Kahoot!, Plickers, Quizizz, ZipGrade, Triventy, Quizlet, WooClap, izi.Travel, Google Classroom, Core). Практические задания программы позволят повысить мотивацию педагогов к поиску путей совершенствования своей профессиональной деятельности.