Программа «Методические аспекты обучения детей-билингвов родному языку из числа языков народов Российской Федерации»

Краткая аннотация программы

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одним из стратегических принципов образовательной политики в России является «…защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Федеральный стандарт дошкольного образования также выделяет в качестве основного принципа дошкольного образования «учет этнокультурной ситуации развития детей». Следовательно, модернизация дошкольного образования предполагает обязательное этнокультурное образование в дошкольной организации, определяя его как одно из условий духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Особое место этнокультурного образования в системе общего образования Российской Федерации определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью российского общества.  В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию родных языков и культур, так и консолидации народов России на основе русского языка и диалога культур. В качестве нормативного документа, устанавливающего цели, задачи, основные направления и стратегию развития по преподаванию родных языков служит «Концепция преподавания родных языков народов России», утвержденная на основании решения коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2019 года. 

Требования ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы определяют подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации содержания образовательной программы, отражающей этнокультурные особенности. Особое значение в содержании этнокультурного образования имеет обучение родному языку. Согласно пункту 1.9. «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, но не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. 

Учитывая это положение, образовательная область «Речевое развитие» может предусматривать обучение родному языку в зависимости от того, в какой языковой среде находится детский сад (национальной, двуязычной).

В последние годы практическими работниками дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) активно ведется поиск содержания, эффективных форм и методов обучения детей родному языку в условиях двуязычия. В регионах России, где компактно проживают представители разных народов, является актуальным включение в образовательную программу дошкольного образования и в сферу дополнительных образовательных услуг обучение родному языку. Последние исследования свидетельствуют, что именно дошкольный уровень общего образования является особо значимым в процессе освоения родного языка в условиях двуязычия. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что она погружает педагогов не только в процесс изучения теории, но и практического освоения методики обучения детей-билингвов родному языку из числа языков Российской Федерации. Предполагается, что слушатели при самостоятельном и индивидуальном обучении будут прорабатывать все ответы, потому что без обогащения собственным опытом и привязки к конкретным условиям образования и воспитания невозможно научить детей второму языку и отражаемой в нем культуре. Такой подход соответствует требованиям современной системы образования: хорошо усваивается лишь то, что сделано самостоятельно, «пропущено» через собственное мироощущение.

Программа ориентирована на развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, освоение новых методик обучения родному языку детей-билингвов, в том числе использования информационных технологий.

Категория слушателей

Руководящие и педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (воспитатели, старшие воспитатели (имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование), младшие воспитатели (имеющие среднее профессиональное образование) и др.)

Цель и задачи программы

Цель и задачи Программысовершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образованияосуществляющих или планирующих осуществлять педагогическую деятельность по обучению родному языку детей-билингвов.

В процессе обучения предусмотрено решение следующих задач 

  1. познакомить слушателей с современными исследованиями в области методики обучения родному языку в условиях двуязычия;
  2. сформировать представление о закономерностях построения педагогического процесса обучения детей-билингов родному языку как второму 
  3. развить навыки планирования и моделирования деятельности по обучению детей-билингвов родному языку во взаимодействии с родителями;
  4. способствовать овладению слушателями современными технологиями обучения родному языку и способами создания предметно-пространственной развивающей для активизации речи детей;
  5. познакомить с опытом работы педагогов дошкольных образовательных организаций по реализации программ по обучению родному языку из числа языков народов  России в условиях двуязычия.

Автор программы

Остапова Зоя Васильевна

Заведующий лабораторией национальных проблем дошкольного образования ГОУДПО «КРИРО», кандидат педагогических наук