Программа «Государственная политика и методические аспекты в области преподавания родных языков»

Краткая аннотация программы

Программа «Государственная политика и методические аспекты в области преподавания родных языков» направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области разработки, реализации нормативно-правовых актов, мониторинга эффективности реализации государственной политики в области преподавания родных языков, совершенствования управленческих навыков, направленных на реализацию государственной политики в области, а также сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации, преподавание государственных языков Российской Федерации, формирование проектного мышления, направленного на проектирование образовательных программ и проектов, выработка навыков проектного анализа методических проблем с использованием управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач по реализации государственной политики в области сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации; формирование основ профессионального мышления в области управления методическим и образовательным процессом.

Актуальность программы определяется тем, что в число приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации, определенных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, включено обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года принципами государственной политики являются сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное), а также государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), программа продвижения русского языка и образования на русском языке и другие официальные документы нацеливают на языковое и культурное развитие и становление языковой личности каждого, кто мотивирован на саморазвитие в профессиональной и русской языковой среде, включая проблемы культурной самоидентификации, включения заинтересованного субъекта в гражданское, культурное, образовательное пространство страны.

Содержательные разделы программы включают вопросы нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики и развития кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации; рассмотрение изменений законодательства в сфере изучения родных языков из числа языков народов России и нормативных правовых актов Министерства просвещения Российской Федерации.; технологии проектного управления, регламентацию ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования, предусматривающих обеспечение возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. Содержание программы разработано на основе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, региональной программой «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2019-2024 гг.)»,.на основе требований к результатам освоения учащимися предметной области «Родной язык и родная литература» Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессиональных стандартов «Педагог», «Руководитель образовательной организации (проект)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Программа предназначена для управленческих кадров системы образования; руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, специалистов методических служб и методистов системы дополнительного профессионального образования.

Категория слушателей

Управленческие кадры системы образования; руководители и заместители руководителей образовательных организаций, специалисты методических служб и старшие методисты, методисты системы среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Высшее образование, дополнительное профессиональное образование в области образования; уровень квалификации 6, 7, 8.

Цель и задачи программы

Целью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации является совершенствование профессиональных компетенций, в том числе проектных и методических компетенций, в области разработки, реализации нормативно-правовых актов, мониторинга эффективности реализации государственной политики в области преподавания родных языков, совершенствования управленческих навыков, направленных на реализацию государственной политики в области, а также сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации, на формирование единого методического подхода к преподаванию государственных языков Российской Федерации на основе методических и культурологических знаний о языковой личности и межкультурном взаимодействии.

Задачи реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации:

  1. усвоение основ нормативно-правового обеспечения функционирования образовательных систем Российской Федерации в области государственной политики, направленной на сохранение и развитие русского языка и языков народов Российской Федерации;
  2. овладение основами проектной методологии и методики анализа, выявления и решения важнейших задач системы образования в контексте применения в профессиональной деятельности нормативно-правовых практик в области преподавания родных языков;
  3. приобретение базовых навыков экспертной работы в области анализа нормативноправовых актов и их применения;
  4. усвоение основных базовых проектных идей национального проекта «Образование», приобретение навыка экспертного заключения результатов реализации федеральных и региональных программ и проектов в области преподавания родных языков, федеральных государственных образовательных стандартов на различных уровнях образования;
  5. формирование методических и проектных умений, необходимых для экспертного анализа и оценки программ, учебников по родным языкам и методических пособий для педагогов;
  6. формирование проектного мышления, направленного на проектирование образовательных программ и проектов, выработка навыков проектного анализа методических проблем с использованием управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач по реализации государственной политики в области сохранения и развития русского языка и языков народов Российской Федерации;
  7. формирование основ профессионального мышления в области управления методическим и образовательным процессом;
  8. расширение знаний слушателей о современных научно-методических подходах к языковой личности и межкультурной коммуникации; об инновационных технологиях формирования межкультурной коммуникации в образовательном пространстве.

Автор программы

Китайгородская Галина Владимировна

Ректор ГОУДПО «КРИРО», доцент, кандидат филологических наук