Программа "Культура русской речи и подходы к формированию функциональной грамотности"

Краткая аннотация программы

XXI век – век глобализации – требует новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для образовательных систем, способствующих развитию человеческого капитала. Одной из приоритетных задач в реализации данного требования является повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных систем, в частности, системы общего среднего образования.

Сложные социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, требуют новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов – аналитиков, так как они должны по профессиональным качествам соответствовать и отвечать вызовам XXI века – века глобализации, быть способными работать с неопределенностью, осуществлять постановку проблемы, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегий, а в целом, быть способными принимать эффективные решения в особых, экстремальных условиях. Приоритетная миссия в реализации этих задач принадлежит системе образования.

Образование в целом оказывает серьёзное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и безопасность. Именно педагогические кадры в «кольце ускорения» образования занимают наиболее ответственные и ключевые, т.е. «полюсные», позиции. От их потенциала, в первую очередь, зависит жизнеспособность всей образовательной системы. Современная образовательная парадигма строится по принципу: от передачи прошлого опыта – к формированию инструментария для видения будущего, т.е. образование сейчас выступает инструментом конструктивного будущего. От преподавания – к изучению, от монолога – к интерактивному взаимодействию, от формулы: учитель знает, чему учить, к формуле – учащийся выбирает, чему учиться, тем самым, меняется роль современного учителя.

Учитель из информатора превращается в челенджера (оказывает поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, направляет их деятельность для самоанализа, развивает уроки, которые поддерживают другие стили обучения, обучает особенным активным стратегиям, предоставляет конструктивную обратную связь и т.д.) и фасилитатора (бросает вызов учащимся для использования навыков мышления высокого порядка и т.д.). Только учитель в роли фасилитатора и челенджера может, результативно используя активные стратегии обучения, организовать активную познавательную среду для учащихся, где каждый ученик может эффективно вовлекаться в процесс разрешения проблем при помощи обмена мнениями, требуемыми для решения и сбора знаний, формирования навыков для достижения данного решения.

Для эффективного выполнения основных функций современного педагога (гностическую, коммуникативную, проектирующую, конструктивную и организаторскую), педагог-профессионал должен обладать особыми педагогическими способностями (дидактическими, коммуникативными, проектными, организаторскими, академическими, суггестивными, перцептивными, экспрессивными, прикладными). 

Для результативного осуществления профессиональной деятельности педагог должен постоянно развивать свои качества и способности, поднимаясь по ступеням профессионального становления: репродуктивный; адаптивный; моделирующий: локально-моделирующий; системно-моделирующее знание и поведение; системно-моделирующая деятельность и отношения. На моделирующем уровне педагог свободно оперирует приобретенными знаниями и методическими умениями.

Актуальность программы определяется государственным заказом, изложенным в одном из направлений (подпрограмм) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. В этом документе обозначены цели развития кадрового потенциала педагогов по обеспечению высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях.

Программа отвечает ожиданиям общественного заказа, связанного с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; продвижению и популяризации русского языка и культуры за рубежом.

Программа отвечает личной заинтересованности в повышении квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах РФ. 

Категория слушателей

Учителя русского языка и литературы, педагоги-библиотекари, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

Цель и задачи программы

Цель: развитие профессиональных компетенций учителей русского языка и педагогов-библиотекарей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA, совершенствование компетенций учителей русского языка и педагогов-библиотекарей в соответствии с современными требованиями к профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций в условиях реализации ФГОС и требованиями профессионального стандарта, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в соответствии (часть 4 ст. 76 Федерального закона №273-ФЗ).

В процессе обучения предусмотрено решение следующих задач

  1. расширение знаний слушателей о современных требованиях к изучению русского языкаразвитию и распространению русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога 
  2. расширение знаний о функциональной грамотности обучающихся как основы будущей социальной и профессиональной компетентности;
  3. формирование практических умений по решению проблем коллаборативными методами и навыками составления примеров заданий в соответствии с требованиями PISA: развитие способностей по составлению и решению заданий программы PISA;
  4. способствование развитию умений интегрировать задания программы PISA в учебный планприменять стратегии активного обучениястратегии по формативному и суммативному оцениванию компетенций учащихся для развития их познавательной деятельности;
  5. освоение системы адресного (на основе проведенной диагностикиповышения квалификации учителей русского языка и педагогов-библиотекарей;
  6. освоение педагогами модели открытого электронного обучения как средства адресного повышения квалификации учителей русского языка и педагогов-библиотекарейоснованной на диагностике профессиональных компетенций, с использованием инновационных механизмов обучения.

Авторы программы

Китайгородская Галина Владимировна

Ректор ГОУДПО «КРИРО», доцент, кандидат филологических наук

Исаева Наталья Николаевна

Заведующий центром общего образования, социализации и воспитания личночти ГОУДПО «КРИРО», кандидат исторических наук

Мусанова Светлана Семеновна

И.о. заведующего лабораторией развития этнокультурного образования ГОУДПО «КРИРО», кандидат филологических наук